Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ)

Многие люди отрицают проблему СДВГ. Они считают, что такого диагноза не существует, а дети скорее «избалованы» или «плохо воспитаны».
Родители детей с СДВГ, могут слышать такие «рекомендации», как: «с ним надо быть строже!»; «его надо в кадетский корпус»; «пару раз его надо выпороть! Пусть знает» и другое. Конечно, эти советчики ошибаются.
Мы знаем, что такой путь не выход. Дети с СДВГ имеют свой темп развития, это связанно с их физиологическими особенностями. Передние доли префронтальной коры мозга у людей с СДВГ созревают дольше. Поэтому мы часто наблюдаем разницу в эмоционально-волевой сфере, социальных и коммуникативных навыках у людей с СДВГ.

Всегда ли СДВГ про гиперактивность?
Нет. Существуют:
СДВГ - комбинированный;
СДВГ-ДВ - преобладает невнимательность;
СДВГ-Г - преобладает гиперактивность/импульсивность.
А в классификации DSM-5 их больше.
Это означает, что синдром дефицита внимания может быть не только у гиперактивного индивида, но и у спокойного, а иногда и флегматичного ребёнка.

Дети с СДВГ, часто не соответствуют ожиданиям взрослых о поведении ребёнка в обществе и дома. В свою очередь, дети это чувствуют и испытывают высокое эмоциональное напряжение, которое снижают их способность быть продуктивными и эффективными. Самооценка данной группы детей часто волнообразна: от завышенной до заниженной. Дети замыкаются в себе, ругают себя, отказываются пробовать свои силы заново, там где потерпели неудачу. Готовы принять наказания, лишь бы не выполнять действия, где они заведомо неуспешны. «Лучше накажи меня»; «Забирай у меня телефон, мне все равно, я не буду делать»; «Давай я отдам тебе свой планшет, но ты отстанешь от меня»; «Я все равно получу двойку, зачем мне делать?».
При этом дети с СДВГ в большинстве случаев не имеют проблем с интеллектом, они так же талантливы и одарены, как и их сверстники. Но поведенческие проблемы мешают им реализовываться в нашем мире.

Функция взрослых рядом с ребёнком с СДВГ - последовательно помогать в освоении необходимых навыков, компенсирующих дефицит внимания и гиперактивность.
Дети с СДВГ могут быть разные. Есть дети с гиперактивностью, а есть - без нее. Это похоже на две границы разных полюсов.
Ребенок с СДВ + гиперактивность - быстрый, активный, резкий, ему сложно сидеть, надо все схватить-изучить-попробовать-бросить-откусить, и так до бесконечности. «Он натянул штаны на одну ногу и уже запихивает в рот печенье. Не прожевав печенье до конца, он уже прыгает на батуте»/«он видит домашнее задание и начинает орать и падать под стол».
Ребенок с СДВ, но без гиперактивности - медленный, пассивный, осторожен в изучении новых вещей, «зависает», сложно переключается из одной деятельности в другую. «Он взял штаны и сидит. И так может сидеть минут 10, пока не напомнишь: «штаны!» . Тогда он наденет одну штанину и опять начнёт думать о своем»/«он садится за стол и сидит над тетрадкой часами ничего не делая».
Казалось бы, что дети разные, но механизм нарушения один! Это сложности с планированием деятельности и ответной реакцией на импульс «побуждения».

Часто детей с СДВ(Г) называют ленивыми и сами дети начинают со временем говорить про себя: «я просто ленивый/мне лень/я лентяй». Но это ошибочное определение проблемы. На самом деле описанные выше симптомы имеют название - прокрастинации.

Прокрастинация — это вид саморазрушительного поведения, при котором человек откладывает решение задач на последний момент. Нередко это сопровождается чувством вины и снижением воли. В различных источниках и исследованиях описывается, что люди, страдающие прокрастинацией, осознают свою неэффективность, а так же негативные последствия, к которым приводит такое поведение.

Это означает, что необходимости в каждодневном объяснении ребенку его поведения и последствий нет. Скорее это приводит к негативному влиянию на самооценку ребенка и ухудшение ваших отношений.

Что делать?
Эффективным направлением работы будет тайм менеджмент. Основной навык: планировать свою деятельность, уметь оценить свои силы и время с помощью оценки объема задачи и необходимого количества ресурсов на ее выполнение

Поведенческая терапия — это эффективное лечение синдрома дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ), которое может улучшить поведение ребенка, его самоконтроль и самооценку. Она эффективна у маленьких детей при работе с родителями.
Эксперты рекомендуют врачам перед назначением лекарственной терапии направлять родителей детей младше 12 лет на обучение поведенческой терапии.

При обучении родителей КПТ, разбираются навыки и стратегии, которые помогут их ребенку с СДВГ добиться успеха в школе, дома и в отношениях.

Родители имеют наибольшее влияние на поведение своего маленького ребенка. Маленьким детям с СДВГ рекомендуется только терапия, направленная на обучение родителей, потому что маленькие дети недостаточно зрелы, чтобы изменить свое поведение без помощи родителей.

Обучение и практика поведенческой терапии требует времени и усилий, но польза и улучшение качества жизни ребенка и семьи это оправдывает.

Она учит родителей:
- как создавать структуру и укреплять хорошее поведение.
- лучше понимать поведение вашего ребенка.
- поощрять позитивное поведение и препятствовать негативному.
- справляться с собственными переживаниями и получать поддержку.