Денверская модель раннего вмешательства (ESDM)

Данный подход направлен на работу с маленькими детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС), работа в естественной среде и благоприятной обстановке, стимулирует малышей вступать в контакт и взаимодействовать, проявляя инициативу, с другими людьми.
Что такое Денверская модель раннего вмешательства (ESDM)? Она базируется на интересах и предпочтения отдельного ребёнка, образуя «трамплин» для развития коммуникации и взаимодействия ребёнка с окружающим миром.

ESDM включает в себя «конструктивистские» и «транзакционные» модели детского развития.

Конструктивистский подход учитывает маленького ребёнка, как отдельную личность со своими предпочтениями и интересами, который по-своему и уникально видит этот мир.

Транзакционный подход считает, про влияние взрослого на ребёнка, а ребёнка на взрослого. Темперамент, поведение и эмоции тех, взрослых влияют и меняют, картину мира ребёнка, формируя ее ежедневно. В то же время, темперамент, поведение и навыки ребёнка меняют мир взрослого. Во взаимодействии двух индивидов (ребёнок+взрослый) на мир влияют оба участника контакта.

Главная цель ESDM - помочь детям с аутизмом стать более активными участниками жизни, чаще инициировать и поддерживать взаимодействие с окружающими.

Формат обучения в рамках ESDM - совместные повторяющиеся игры и занятия
Совместными называются занятия, в которых два партнера сотрудничают, совершают действия с одним и и теми же предметами, играют или работаю вместе.
Партнеры могут подражать друг другу, строить что-нибудь вместе или действовать по очереди в общем занятии. Они вместе создают игру.

Повторяющиеся совместные игры и занятия - основа обучения в рамках ESDM, а социальный элемент совместных занятий - самый важный учебный инструмент.
Во время совместных встреч партнеры смотрят друг на друга, передают материалы, имитируют друг друга, общаются, обмениваются улыбками и эмоциями.
Стоит только начать дурачиться вместе, как сразу появится повод для смеха и улыбки. А можно поставить перед собой более серьезную цель: выстроить башню из кубиков или устроить крушение поезда на железной дороге.

Совместное внимание - основа коммуникации в семье.

Родителям детей с РАС очень хорошо знакомо понятие "совместное внимание". Родители нормотипичных деток обычно не обращают на него внимание. Между тем совместное внимание - это очень важный коммуникативный навык.

В норме он начинает проявляться примерно в 6-12 месяцев. А на втором году жизни частота и разнообразие соответствующих реакций резко возрастает.

⚠️ Совместное внимание можно представить, как треугольник. Где одна вершина - это ребенок, вторая - предмет, третья - партнëр. А соединяющие их линии - способность ребенка удерживать в центре внимания предмет и человека, переводя взгляд с одного объекта на другой.

☝️ Совместное внимание лежит в основе обучения вербальной коммуникации.

Совместное внимание - это с одной стороны это способность завладеть вниманием кого-либо с целью чем-то поделиться, с другой - способность понимать и принимать внимание обращенное другим.

☝️ Цель совместного внимания - разделять с партнером чувства, которые вызывает предмет или событие.

Человек не всегда может заметить значимые элементы окружающей среды. Воспользовавшись взглядом другого человека, он обращает внимание на игнорируемые ранее, но потенциально значимые или интересные объекты. Этот процесс необходим для развития социальных навыков (обучения, сотрудничества, общения), а также для понимания состояний и намерений окружающих.

Совместное внимание включает в себя несколько типов поведения:

???? Ребёнок смотрит на взрослого (взгляд глаза в глаза)
???? Указывает на предмет (указательный жест)
???? Показывает (демонстрирует) предмет
???? Отдает предмет, чтобы вызвать интерес

☝️ Сформированная способность к совместному вниманию знаменует переход от натуральных (заложенных от природы) к высшим психическим функциям (культурно-опосредованным).

Игры на развитие совместного внимания.

Эти игры помогают привлекать и удерживать внимание, устанавливать зрительно-эмоциональный контакт, способствуют накоплению приятных положительных ощущений, развивают интерес к людям, снижают тревожность и зажатость.

❗️Во время игр находитесь рядом или напротив ребёнка.
Старайтесь быть на одном визуальном уровне.
Следите за темпом игры. Делайте паузы.
Общайтесь ласково, улыбайтесь, поддерживайте зрительный контакт.

???? Игра "Веселые наряды"
Приготовьте разнообразную бутофорскую одежду Нарядитесьодежду (шляпы, очки, галстук, бусы). Сядьте напротив друг друга. Нарядитесь. Рассмотрите друг друга. Комментируйте происходящее. Поменяйтесь предметами одежды. Нарядите друг друга. Посмотритесь в зеркало.

???? Игра "Смешные рожицы"
Постройте ребенку смешные рожицы. Сопровождайте свои действия забавными звуками. Повторите вместе перед зеркалом. Усложняйте игру: ищите у зеркального малыша нос, уши, волосы и т.д.

❤️ Игра "Волшебный мешочек"
Сложите в мешочек разные предметы. Доставайте по одному, называйте, показывайте, отдавайте ребенку и рассматривайте. Пусть малыш сам достает предмет, рассматривает и передает вам.

Роль родителей в детской игре.

Игра - основной вид деятельности каждого ребенка.

Самостоятельно играть, не имея игровых навыков, ребенок не сможет. Самостоятельная игра обычно длится недолго, потому что малыш еще не полностью освоился с окружающим миром.
Играя вместе с ребенком, родители передают ему необходимые знания о жизни и наполняют игры разнообразием и смыслом.

Родители могут предложить игру, но принуждать ребенка к игре не стоит. Предлагайте несколько игр на выбор. Играйте сами.

Понаблюдайте, во что и как играет ребёнок. Включайтесь в детскую игру, придумывайте ей интересное развитие и поддерживайте фантазию ребенка.

Внимательно наблюдайте за игрой ребёнка. Следите за тем, развивает ли малыш игру. Главным героем игры должен быть ребенок, а взрослый стоять на втором плане, как помощник.

Учите малыша начинать, останавливать и переводить игру на другой сюжет.

Вся жизнь малыша - это игра. Используйте игру не только, играя с игрушками, но и в повседневных ритуалах.